Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: что надо знать
13 декабря 2011
23 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011.
Этот закон должен стать новым базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России, устанавливающим правовые основы ее регулирования. Сейчас правоотношения в данной отрасли регулируются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее - Основы), которые отменяются новым Законом с 01.01.2012 года.
С момента принятия Основ произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы органов власти, организационных основ оказания медицинской помощи, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы, программы модернизации здравоохранения, приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.
В новом нормативном акте определены основные понятия, связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты: "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др. Впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи". Определены принципы охраны здоровья, которых стало больше, так как включены: недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей и матерей.
Изменений в законопроекте по сравнению с действующими Основами очень много. Рассмотрим наиболее интересные и значимые из них.
В Законе постулируется всеобщая доступность медицинской помощи и не допускается отказ в её оказании пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях, а также угрозе обществу в случае распространения заболеваний. В таких случаях помощь оказывается безотлагательно и в полном объеме.
Медицинское вмешательство за редкими исключениями (экстренные показатели при угрозе жизни, психические расстройства пациента и, например, заболевания, угрожающие другим людям) проводится только по добровольному согласию человека или его представителей (родителей, опекунов). Гражданину должны быть разъяснены последствия отказа от помощи в доступной для него форме.
Согласно букве Закона, все граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, пациент официально претендует на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала клиники и может сам выбирать как медицинскую организацию, в которой он желает обслуживаться, так и лечащего врача.
Документ формулирует новые принципы оказания медицинской помощи: закрепляет единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны и предусматривает страхование ответственности медучреждений перед пациентами.
Очень важный момент - передача ответственности за организацию здравоохранения с муниципального на региональный уровень. На уровень субъекта РФ переносится основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, ответственность за организацию, контроль работы медицинских организаций. В Законе предусмотрена передача муниципальных учреждений здравоохранения в собственность субъектов Российской Федерации (передача имущества должна быть осуществлена в течение 2012 года).
Кроме того, выработаны новые подходы к деятельности профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками, - они получили право участвовать в разработке нормативных документов в сфере охраны здоровья.
В документе также определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, распределены виды медицинской помощи по источникам бюджетного и внебюджетного финансирования. Утверждены новые требования к составам федеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения. Появится контроль соответствия этим требованиям территориальных программ субъектов Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (эти положения начнут действовать с 2013 года).
В Закон включены разделы об оказании новых видов медицинской помощи: помощь при орфанных заболеваниях и паллиативная помощь.
Орфанные заболевания - редкие заболевания, распространенность которых составляет не более 10 случаев на 100 тысяч населения. Перечень орфанных заболеваний будет утверждаться Правительством РФ и публиковаться в сети Интернет. Больные данной категории будут обеспечиваться лекарствами за счет средств региональных бюджетов и пожертвований благотворителей.
Паллиативная помощь - медицинское вмешательство, направленное на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений у неизлечимых больных. Как следует из Закона, паллиативная помощь оказывается бесплатно в объеме и на условиях, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также на платной основе за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
Что касается прав семьи, здоровья матери и ребёнка, то в этой области также есть интересные нововведения.
Согласно новому закону, теперь один из родителей или иной член семьи могут находиться вместе с ребенком в стационаре на протяжении всего периода лечения независимо от возраста. При совместном нахождении с малышом в возрасте до четырех лет и с ребенком старше при наличии медицинских показаний, денежная плата с родителей взиматься не будет.
Также отцу малыша или иному члену семьи официально предоставлено право присутствовать при родах (при наличии согласия женщины, с учетом состояния ее здоровья и если не требуется оперативное вмешательство). Что немаловажно – это абсолютно бесплатно, самое главное не иметь инфекционных заболеваний.
Впервые в истории России официально разрешено суррогатное материнство. Эти положения закреплены в статье 55 Закона, регламентирующей применение вспомогательных репродуктивных технологий.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до двадцати двух недель, при наличии медицинских показаний и добровольного информированного согласия женщины - независимо от срока беременности. Женщинам, которые решились на аборт, Закон предоставляет время для изменения своего решения, т.к. аборт должен производиться не ранее двух –семи дней (в зависимости от срока беременности) с момента обращения в медицинскую организацию.
Немало обсуждений вызвали положения Закона, устанавливающие права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Так, несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Много дебатов было и по поводу медицинских мероприятий, осуществляемых в связи со смертью человека. Им посвящена отдельная глава нового Закона, которая регламентирует порядок определения момента смерти человека и прекращение реанимационных мероприятий, проведение патолого-анатомических вскрытий.
Помимо этого, в законе закрепляются нормы, регулирующие основные и очень важные вопросы в сфере здравоохранения, которые часто обсуждались общественностью, вызывали споры, но не были закреплены в нормативных правовых актах. В частности, к таким вопросам относится вопрос об использовании тела, органов и тканей человека после смерти, в том числе в медицинских, научных и учебных целях.
Разрешается трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа. Однако она может быть применена только в том случае, если другие методы лечения не могут гарантировать сохранения жизни пациента и восстановления его здоровья. Допускается выражение в установленном порядке своего согласия или не согласия на изъятия органов тела после смерти. Если после кончины никаких нотариально заверенных бумаг на эту тему не осталось, то решить вопрос может супруг умершего, его дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка. Кроме того, Закон вводит абсолютный запрет на эвтаназию.
С 2012 года на территории Российской Федерации предполагается ввести систему единого номера вызова скорой медицинской помощи.
Существенным моментом является и то, что новый Закон отменяет обязательную послевузовскую подготовку (интернатуру и ординатуру) для врачей первичного звена.
Сейчас выпускники медицинских вузов в течение года проходят интернатуру, а потом еще два года могут повышать квалификацию по выбранному направлению в ординатуре. Начиная с 2017 года, молодые специалисты смогут приступать к практике сразу после получения диплома, проходя систему повышения квалификации один раз в пять лет.
Что касается самого главного и дискуссионного вопроса – о платности или бесплатности лечения, Закон определяет случаи, когда с граждан при обращении в медицинскую организацию могут взиматься деньги. Это:
1) оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
2) при предоставлении медицинских услуг анонимно;
3) при оказании медицинской помощи гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию и др.
Основной блок Закона вступает в силу с 1 января 2012 года. Ряд статей начнут действовать в более поздние сроки: положения, предусматривающие введение единых порядков и стандартов медицинской помощи – с 2013 года; обязательная регистрация изделий медицинского назначения в государственном реестре медицинских изделий, право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы – с 2015 года; требования к лицам, осуществляющим медицинскую и фармацевтическую деятельность, в том числе и к образованию – с 2017 года.
Кроме того, Закон устанавливает обязательное принятие достаточно большого количества подзаконных нормативных актов, таких как:
- порядок оказания помощи иностранным гражданам;
- порядок дачи и форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, форма отказа от него;
- порядок выбора гражданином медицинской организации;
- перечень видов высокотехнологичной помощи, перечень медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи;
- порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг и др.
Какие бы вопросы и споры ни вызывал Закон об основах охраны здоровья граждан, нельзя забывать, что любой кардинально новый законопроект требует практического применения, в ходе которого становится понятно, необходимо ли внесение в него изменений и дополнений.