Специалисты ТФОМС Челябинской области приняли учатие в Евразийском конгрессе «Инновации в медицине: образование, наука, практика».
14 ноября 2017
Представители различных регионов России поделились опытом реализации Федерального проекта «Бережливая поликлиника» на тематическом симпозиуме, прошедшем накануне в рамках Евразийского конгресса в г. Екатеринбурге.
Цель бережливого производства в здравоохранении – организация системы, ориентированной на повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг, снижение трудопотерь медицинского персонала, повышение качества и производительности труда. По информации разработчиков программы применение методов бережливого производства приводит к постоянному сокращению всех типов потерь с целью достижения идеальных условий протекания процессов.
Как отметили участники конресса, в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских организаций различных регионов были выявлены схожие группы проблем. Прежде всего, это низкий уровень автоматизации процессов, отсутствие прозрачной и логичной маршрутизации пациентов, некомфортная зона ожидания медицинской помощи, очереди в регистратуру и на прием к специалистам, неудовлетворенность условиями труда медицинских работников.
Анализ структуры и причин наиболее существенных недостатков в работе поликлиник показал, что для их устранения необходимо использование комплексного подхода. Во-первых, перестроение работы регистратур по типу открытости и доступности для пациентов. Во-вторых, создание удобной и понятной любому пациенту системы навигации внутри медицинского учреждения. В-третьих, формирование электронного расписания и внедрение электронной очереди. И, наконец, организация рабочего пространства по принципу 5s:
Шаг 1 — «сортировка» — четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
Шаг 2 — «соблюдение порядка» (аккуратность) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
Шаг 3 — «содержание в чистоте» (уборка) — соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности;
Шаг 4 — «стандартизация» (поддержание порядка) — выполнение установленных процедур первых трех шагов;
Шаг 5 — «совершенствование» или «самодисциплина» (формирование привычки) — улучшение, поддержание результатов, достигнутых ранее.
При этом было признано эффективным выявление проблем путем проведения страховыми медицинскими организациями, участвующими в системе ОМС, опроса населения на предмет того, что нужно изменить в поликлинике, чтобы «пациент захотел туда идти» и как граждане оценивают произошедшие в поликлинике изменения.
Отдельное внимание организаторы здравоохранения уделили проблеме вовлеченности персонала в происходящие изменения. Для достижения оптимальных результатов по внедрению бережливых технологий в здравоохранении сотрудники поликлиники должны понимать свои задачи и функции, представлять, по каким критериям оценивается их работа, и что конкретно ждет от них руководство, а также положительно оценивать условия своего труда. Реализация принципов «бережливого производства» позволяет повысить вовлеченность персонала, а, значит, и производительность труда и создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе работников.
Конечной и основной целью всех преобразований работы амбулаторно-поликлинического звена является пациентоориентированность поликлиник, а также повышение удовлетворенности населения доступностью и качеством оказания медицинской помощи.
Фотографии: группа компаний «ММ-Форум»