Составляем обращение правильно
29 октября 2015
Наша жизнь устроена так, что зачастую мы сталкиваемся со сложными ситуациями, которые не можем решить самостоятельно, и нуждаемся в помощи профессионалов. В некоторых случаях разрешить проблему или получить квалифицированную консультацию можно только путем официального обращения в органы государственной власти и госучреждения, осуществляющие публично значимые функции.
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано ст. 33 Конституции Российской Федерации, а порядок подачи и рассмотрения обращений утвержден Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно нормам действующего законодательства, гражданин может обратиться, как в устной, так и письменной форме. Само обращение в зависимости от его содержания принято делить на три основных вида – предложение, заявление и жалобу:
1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Традиционно в структуре обращений граждан ведущее место занимают вопросы социальной сферы, в том числе связанные с получением бесплатной медицинской помощи.
Специалисты ТФОМС Челябинской области ежедневно принимают десятки обращений граждан, и каждый год их количество остается стабильно высоким. Например, за первое полугодие 2014 года в фонд и страховые медицинские организации, работающие в сфере ОМС Челябинской области, поступило 279 тыс. обращений, а за аналогичный период 2015 года их количество составило уже 290 тысяч. Рост количества обращений неминуемо влечет существенное увеличение нагрузки на специалистов фонда и страховых компаний, перед которыми стоит ряд важных задач: осуществление защиты прав застрахованных граждан, организация проведения экспертизы качества медицинской помощи, информирование граждан о правах и обязанностях в сфере ОМС и т.д. При этом качество и сроки подготовки ответа заявителю во многом зависят от того, насколько грамотно составлено обращение гражданина. Специалисты ТФОМС Челябинской области предлагают читателям ознакомиться с несколькими основными правилами составления письменных обращений. Их соблюдение существенно ускорит работу специалистов и позволит заявителю получить объективный ответ в оптимальные сроки.
Правило №1
Необходимо правильно выбрать адресата обращения
Обращение целесообразно направлять в то ведомство, в компетенцию которого входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов. Поэтому гражданину следует удостовериться, действительно ли в компетенцию выбранного им органа власти входит решение данного вопроса.
Например, управление сферой здравоохранения осуществляет сразу несколько структур, которые имеют различные функции и полномочия.
Вопросы, связанные с организацией оказания медицинской помощи, (график работы медицинских учреждений, наличие талонов к врачам, очереди при получении медицинской помощи и т.д.), относятся к компетенции органов управления здравоохранением. Это, как правило, управление здравоохранения муниципалитета, на территории которого находится медучреждение, или Министерство здравоохранения Челябинской области, если речь идет о медицинских организациях областного подчинения.
Кроме того, к компетенции Министерства здравоохранения Челябинской области относится разработка и реализация областных программ развития здравоохранения, обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и ее компонентами, а также лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, в том числе для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности и т.д.
Ряд контрольных и надзорных функций, в том числе государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за обращением медицинских изделий, за применением цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, и некоторые другие функции выполняет Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области.
В компетенцию ТФОМС Челябинской области входит обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав, а также предъявление требований к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой прав и законных интересов застрахованных граждан в сфере обязательного медицинского страхования.
В случае возникновения вопросов, связанных с нарушением прав граждан, застрахованных в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе при неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи или при необоснованном отказе в её оказании, гражданам необходимо обращаться в страховую медицинскую организацию, в которой они застрахованы по обязательному медицинскому страхованию, или в Территориальный фонд ОМС.
Согласно закону, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа или должностного лица, в течение семи дней со дня его регистрации направляется в соответствующее ведомство по компетенции. Очевидно, что обращение, направленное не по компетенции, увеличивает сроки предоставления ответа гражданину.
По словам начальника отдела по обеспечению и защите прав застрахованных граждан ТФОМС Челябинской области Игоря Перекопского, около трети вопросов, поступающих в фонд, перенаправляются в другие ведомства по компетенции.
Правило №2
Необходимо правильно выбирать форму обращения в зависимости от сути вопроса, поставленного в нем.
Практика показывает, что зачастую граждане не могут выбрать оптимальный способ подачи обращения. Сложные вопросы, требующие детального изучения, адресуются по телефону, а вопросы общего характера, наоборот, принимают форму письменных обращений.
На сегодняшний день в ТФОМС Челябинской области работает несколько каналов обратной связи с населением. Для оперативного получения ответов на вопросы общего характера, такие как: «Как получить полис ОМС?», «Как выбрать или заменить страховую компанию по ОМС?», «Где действует полис ОМС?» и т.д., целесообразно использовать сервис обратной связи «Форум: вопрос-ответ» на сайте фонда http://foms74.ru/ или позвонить на бесплатную «горячую» линию по номеру телефона 8-800-300-1-003.
Если обращение связано с качеством оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе содержит персональные данные пациента, описание лечения больного, указание причин неудовлетворенности оказанием медицинской помощи, необходимо направлять письменное обращение посредством почтовой связи или через Интернет-приемную на сайте фонда.
Правило №3
При составлении письменного обращения необходимо указывать все обстоятельства произошедшего и оставлять полные контактные данные заявителя.
«К нам часто поступают письменные обращения, в которых отсутствует информация, необходимая для его рассмотрения. Например, жалобы такого рода: «Моей маме отказали в медицинской помощи, ей стало хуже. Что нам делать?» Как зовут маму, где ей отказали и в какой помощи она нуждается, непонятно. А если человек не оставил свои контактные данные, выяснить все обстоятельства не представляется возможным, что затрудняет работу специалистов фонда и не способствует оперативному рассмотрению, возможно, действительно неотложного, жизненно важного вопроса, - говорит Игорь Перекопский.
Поэтому при подаче письменного обращения, необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактные данные – желательно не только почтовый адрес, но и телефон, адрес электронной почты, чтобы специалисты могли связаться с заявителем и уточнить необходимую информацию, а также подробно изложить суть события с указанием всех обстоятельств, участников, места и времени произошедшего.
Правило №4
При составлении обращения необходимо соблюдать закон.
Каждому заявителю необходимо помнить, что, согласно нормам действующего законодательства, основаниями для отказа в рассмотрении обращения являются:
Отсутствие в обращении фамилии гражданина, направившего обращение, или адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Наличие нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
При наличии в обращении текста, не поддающегося прочтению.
Также необходимо учитывать, что жалобы на качество оказания медицинской помощи, чаще всего, влекут за собой проведение экспертного контроля, который возможен только в случае получения обращения от самого застрахованного лица или его законного представителя (в частности, родителей несовершеннолетних граждан, опекунов, представителей по доверенности). Необходимо понимать, что соседи, знакомые и иные лица в случае отсутствия соответствующей нотариально заверенной доверенности не являются законными представителями гражданина.
Органы государственной власти обязаны рассмотреть поступившее обращение и направить ответ в течение 30 дней со дня его регистрации. В ряде случаев срок рассмотрения обращения может быть продлен ещё на 30 дней, при обязательном уведомлении об этом гражданина, направившего обращение.
В современном обществе реализация права на обращение имеет важное социальное и политическое значение. С одной стороны, это законный способ свободно высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, поднимать проблемы и добиваться их решения. С другой стороны — обращения граждан служат источником информации для органов публичной власти о потребностях, интересах и проблемах граждан.
Поэтому работа с обращениями граждан требует не только исполнительности от представителей органов государственной власти, но и сознательности гражданина, который должен подходить к составлению обращения максимально ответственно, с осознанием цели своего обращения, и пониманием того, что за рассмотрением каждого обращения стоит труд специалистов различных ведомств.