Социально-значимые и экономические программы ТФОМС Челябинской области в 2006 - 2017 гг.
26 декабря 2017
В течение 2006-2011 годов руководством фонда ОМС Челябинской области было разработано и реализовано несколько программ по экономическому стимулированию медицинских учреждений, выявлению и профилактике социально-значимых заболеваний населения.
С целью сохранения и стимулирования участкового принципа оказания медицинской помощи в 2007 - 2008 г. в Челябинской области действовала программа дополнительной финансовой поддержки фельдшеров, работающих на врачебных должностях терапевтических или педиатрических участков на территориях городских и сельских поселений региона. По решению ЧОФОМС такие медицинские специалисты получали надбавки в размере 5000 рублей.
В 2007-2008 гг. по инициативе Челябинского областного фонда ОМС в регионе реализовался уникальный пилотный проект по выявлению и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у лиц трудоспособного возраста. Неоспоримо важное социальное значение данного проекта: он был направлен на уменьшение преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Так, реализация проекта по выявлению и контролю артериальной гипертонии была организована на 130 экспериментальных участках медицинских учреждений. Благодаря проделанной работе в разы снизилось развитие острых состояний у лиц с артериальной гипертонией, также удалось снизить количество госпитализаций в связи с обострениями. Таким образом, в среднем на 78% увеличилось количество лиц с контролируемой гипертонией.
Серьезные результаты дала работа по выявлению социально-значимых заболеваний, таких как сахарный диабет, гипертония, врожденные патологии, злокачественные новообразования, ВИЧ и туберкулез, на ранней стадии. Так, в 2007 году в медицинских учреждениях области выявлено 6 877 случаев, из них 3893 – сахарный диабет, 521 - гипертоническая болезнь, 2082 – злокачественные новообразования, 381 – врожденные патологии, остальные случаи – туберкулез и ВИЧ-инфекция. На поощрение специалистов, работающих по данному направлению, фондом было направлено 7 млн. 605 тыс. рублей.
В 2008-2009 гг. по решению ЧОФОМС при поддержке Правительства Челябинской области в регионе впервые проводилась диспансеризация более 10 тысяч молодых спортсменов детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва с целью тщательного и своевременного контроля их здоровья, выявления отклонений в их развитии. Диспансеризация полностью оплачивалась за счет средств обязательного медицинского страхования.
В 2006 - 2011 гг. за счет финансовых средств резерва финансирования предупредительных мероприятий, формируемого страховыми медицинскими организациями, в медицинские учреждения Челябинской области было направлено более 512 млн. рублей на приобретение медицинского оборудования, транспорта, лекарственных препаратов, повышение квалификации специалистов.
В 2015 г. в Челябинской области в рамках совместной работы регионального Минздрава и областного ТФОМС с целью оптимизации работы диагностических лабораторий медицинских организаций создана трехуровневая система лабораторной службы, направленная на повышение доступности и качества лабораторных исследований, эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов. Так, лаборатории I уровня небольших медицинских учреждений ориентированы, в первую очередь, на забор биоматериала, проведение общеклинических исследований. Большинство городских и центральных районных больниц области имеют в своем составе лаборатории II уровня, располагающие более широким перечнем оборудования и исследований. К III уровню отнесены крупные медицинские учреждения, имеющие возможность проводить наиболее сложные и дорогостоящие исследования. Те исследования, которые не имеют возможности провести лаборатории I и II уровней, согласно утвержденному алгоритму направляются в лаборатории III уровня. Новая трехуровневая система лабораторной службы гарантирует каждому пациенту, вне зависимости от территории его проживания, доступность назначенных ему лабораторных исследований любой сложности в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Новым направлением расходования средств ТФОМС Челябинской области стало финансовое обеспечение мероприятий по приобретению и ремонту медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса. На эти цели в течение 2016 – первого полугодия 2017 года было распределено в общей сложности более 50 млн. рублей. В первую очередь, были куплены цифровые флюорографы для 5 сельских медицинских учреждений. Кроме того, по заявкам медицинских организаций приобретены маммограф, видеоколоноскоп, автоматический гематологический анализатор и др., всего 10 единиц дорогостоящей техники.
В течение 6 месяцев 2017 года для трех медицинских учреждений области закуплены цифровой флюорограф, проявочная машина и переносная ультразвуковая система экспертного класса. Еще более 10 единиц техники будет отремонтировано и введено в строй до конца текущего года. Новая аппаратура позволит не только увеличить доступность проводимых исследований, но и повысить их качество, а, значит, выявить больше заболеваний на ранней стадии.
С 2017 г. в Челябинской области в тесном межведомственном взаимодействии территориального фонда ОМС Челябинской области, регионального Минздрава, Южно-Уральского государственного медицинского университета, медицинских организаций и страховых компаний, работающих в сфере ОМС, реализуется пилотный проект «Открытая поликлиника», разработанный на основе федеральной программы «Бережливая поликлиника».
Проект, призванный улучшить доступность первичной медико-санитарной помощи, повысить уровень удовлетворенности пациентов работой поликлиник, направлен на оптимизацию регистратуры, организацию работы отделения неотложной помощи, участкового врача и профилактических осмотров, диспансеризации в отделении профилактики, оптимизацию движения потока пациентов в поликлинике «от входа до выхода», сокращение времени на получение льготных лекарственных препаратов.
В проекте участвуют восемь медицинских организаций, различных по мощностям и обслуживаемому населению: областные учреждения здравоохранения, детские поликлиники, городские больницы и одна взрослая поликлиника. Перед участниками проекта стоит задача по поиску оптимальной модели организации работы поликлиники, ее апробации и распространению на остальные медицинские организации.