Обмен опытом
05 марта 2015
Руководители Территориальных фондов ОМС УрФО, Пермского края и Ярославской области обсудили актуальные вопросы организации системы обязательного медицинского страхования.
Продуманная оптимизация расходов при сохранении достигнутого уровня оказания медицинской помощи – ключевые задачи, которые стоят сегодня перед системой обязательного медицинского страхования. Об этом заявили руководители ТФОМС Уральского федерального округа на традиционном межрегиональном совещании, состоявшемся накануне в г.Магнитогорске Челябинской области.
Один из важных вопросов повестки совещания – новые условия оплаты медицинской помощи из средств ОМС, – опытом и решениями субъекта поделился директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин. Всего за год с небольшим Средний Урал успел не только полностью перейти при оплате медицинской помощи от медико-экономических стандартов (МЭС) к клинико-статистическим группам (КСГ), но и принять участие в формировании нового, федерального справочника КСГ.
«С 2014 года мы перешли на механизм оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп заболеваний вместо оплаты по медико-экономическим стандартам. При этом количество МЭС, внедренных в субъекте за 15 лет, составило почти пять тысяч, - рассказывает директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин. Нашим фондом, Минздравом, медицинским сообществом на этапе перехода к КСГ было принято решение о более глубокой дифференциации, чем это было предложено Федеральным фондом. Поэтому количество КСГ на первом этапе у нас составило 242 группы, которые были разделены на хирургические, терапевтические и комбинированные. Предложенный расширенный перечень еще на начальном этапе позволял учитывать длительность лечения, тяжесть состояния пациента, введение ему дорогостоящих препаратов и т.д. В 2015 году число КСГ, представленных в «региональном» справочнике, достигло 299 групп, то есть дифференциация и расширение перечня КСГ продолжаются. И сегодня у нас уже есть возможность говорить о первых положительных результатах подобной работы».
Выделение отдельных групп и подгрупп в профилях «Офтальмология», «Травматология» и «Химиотерапия» при злокачественных новообразованиях позволило ощутимо повысить доступность для населения этих видов помощи. Один из самых показательных примеров – операции по эндопротезированию суставов. После внедрения измененных клинико-статистических групп во втором квартале 2014 года число таких манипуляций выросло в 4 раза, а средняя стоимость одного случая составила более 107 тысяч рублей.
Интересной региональной новацией стало выделение в отдельную группу случаев реабилитации пациентов, перенесших инсульты или черепно-мозговые травмы – этих КСГ не было в федеральном справочнике, однако их внедрение в Свердловской области было поддержано Федеральным фондом ОМС. Только с июля по декабрь прошлого года медорганизации предъявили к оплате в страховые компании свыше 800 случаев нейрореабилитации пациентов.
«Принятые субъектом решения, с одной стороны, позволили эффективно реализовать предложенную Федерацией модель, а с другой – не поставили под угрозу финансовую устойчивость лечебной сети, - продолжил Валерий Шелякин. Одно из подтверждений этому – уровень оплаты труда всех категорий медицинских работников. Так, к концу 2014 года врачи и работники с высшим медицинским образованием, получали в среднем 55 тыс. руб. ежемесячно, что почти на 90% превышает среднюю заработную плату по Свердловской области. Более 28 тысяч составила заработная плата среднего и 16 – младшего медицинского персонала. Мы рассчитываем, что в нынешнем году эта тенденция сохранится».
Впрочем, новации коснулись не только способов оплаты медицинской помощи. Так уже во второй половине 2014 года в ряде субъектов РФ была введена система информирования граждан о стоимости оказанной им медицинской помощи. Руководители фондов единогласно признали наиболее успешным в данном направлении опыт работы ТФОМС Челябинской области.
Несмотря на то, что он официально не вошёл в соответствующий пилотный проект Федерального фонда ОМС, руководством фонда было принято решение запустить с 1 ноября 2014 на территории Челябинской области пилотный проект по внедрению системы информирования пациентов о стоимости медицинской помощи, оказанной им в рамках программ ОМС.
Для участия в проекте были отобраны двенадцать медицинских организаций различной формы собственности, с разным уровнем технического оснащения, оказывающие медицинскую помощь, как в поликлинических условиях, так и в условиях стационара, часть из которых имеют в своем составе клинико-диагностические центры.
ТФОМС Челябинской области своим приказом утвердил порядок информирования, перечень медицинских организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, а также состав рабочей группы, в которую вошли представители Территориального фонда ОМС, министерства здравоохранения области и медицинских организаций - пилотов.
При оказании медицинской помощи в поликлинике, информирование осуществляется непосредственно после посещения врача, осмотра, диагностического обследования или после завершения обращения к врачу, а в условиях круглосуточного или дневного стационара, информирование осуществляется при выписке пациента.
Результатом информирования является выдача застрахованному лицу справки о стоимости медицинской помощи. Справка носит уведомительный характер, не является фискальным документом и не содержит печати и подписи. При этом медицинским учреждениям была предоставлена возможность самостоятельного выбора способа информирования застрахованных лиц.
«Безусловно, самый большой поток пациентов проходит через наше амбулаторное звено. Именно здесь мы искали варианты информирования, которые были бы понятны пациентам, но при этом не усложняли работу врачей и среднего медперсонала, - рассказывает главный врач Медико-санитарной части г. Магнитогорска Марина Шеметова, - мы приняли решение не выдавать каждому на руки бумажную справку, а разместить информацию о стоимости медицинской помощи непосредственно в кабинете каждого специалиста. Информация об уведомлении вложена в виде опросного листа в амбулаторную карту каждого пациента, - таким образом, мы экономим и силы, и средства».
В рамках пилотного проекта был отработан механизм информирования пациентов о стоимости оказанных за счет государства медицинских услуг, выявлены слабые стороны и отмечены преимущества реализации проекта. На основании полученного опыта был разработан совместный с региональным Минздравом приказ, который распространил свое действие на все медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в системе ОМС Челябинской области, он вступил в силу с 1 января 2015 года.
«Выдавая пациентам справки о стоимости оказанной им медицинской помощи, мы преследуем несколько важных целей, - поясняет директор ТФОМС Челябинской области Ирина Михалевская. С одной стороны, мы повышаем правовую грамотность населения и подчеркиваем, что «бесплатная» медицинская помощь является бесплатной лишь условно. С другой стороны, эта мера дисциплинирует медицинские организации и повышает их финансовую ответственность и перед фондом и перед пациентами».
Марина Шеметова дополняет: за те несколько месяцев, что система информирования застрахованных работает в медико-санитарной части, ей не поступило ни одного обращения и ни одной жалобы от пациентов или самих врачей на сложности, связанные с получением или выдачей подобных справок.
Представители ТФОМС отметили, что с целью уменьшения нагрузки на медицинский персонал в рамках реализации данного проекта в будущем предполагается использование современных информационных технологий, в том числе переход на полную автоматизацию данного процесса и организация личного кабинета пациента на сайте фонда.
«Несмотря на существенные различия в организации обязательного медицинского страхования, опыт УрФО может успешно внедряться и в средней полосе России», - заявил руководитель ТФОМС Ярославской области Станислав Погосов. Коллеги из Ярославля впервые прибыли на Южный Урал, чтобы познакомиться с работой фонда и медицинских организаций и рассказать о собственных достижениях. Одно из последних – реформирование амбулаторной службы Ярославской области. Созданная в Ярославле центральная клинико-диагностическая лаборатория позволила оптимизировать нагрузку на аналогичные подразделения городских больниц, повысить качество проводимых исследований и снизить их себестоимость.
«Лаборатории при больнице теперь проводят только срочные анализы по жизненным показаниям, срок выполнения которых не превышает трех часов. Плановые, высокотехнологичные, редкие исследования выполняет центральная клинико-диагностическая лаборатория. Она сама отвечает за логистику, наличие пробирок, их сохранность и тому подобное. Благодаря такой централизации средняя стоимость биохимического анализа крови составляет около 30 рублей, а иммунологического исследования – около 130 рублей. Но самое главное: взаимодействие между больницей, где лечится пациент, и центральной лабораторией проходит в закрытом цикле, что практически исключает возможность ошибки», - делится уникальным опытом начальник отдела ценообразования ТФОМС Ярославской области Елена Боброва
Встречи сотрудников ТФОМС УрФО и других регионов России обещают стать регулярными. Среди важных вопросов, которые коллегам предстоит обсудить в ближайшее время остаются особенности финансирования амбулаторно-поликлинического звена, а также организация и оплата медицинской помощи в труднодоступных и малонаселенных территориях.