Официальная страница Ok
Официальная группа Vkontakte
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

История обязательного медицинского страхования в России

05 февраля 2018

В настоящее время мы расцениваем систему обязательного медицинского страхования в России как сравнительно новую, начавшую действовать в 1991 г. с принятием закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Тем не менее, медицинское страхование в России имеет свою  немалую историю.

Впервые сборы с граждан на содержание больниц предложило взимать Министерство внутренних дел, в чьем ведении находились вопросы деятельности общественных больниц, почти 170 лет назад в Петербурге.

Согласно Своду законов, городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):

почетные граждане (личные и потомственные)
гильдейское купечество, местное и иногороднее
мещане или посадские
ремесленники или цеховые
рабочие люди.

Сборы взимались с граждан, зарегистрированных по 4-му и 5-му разрядам, а это лакеи, кучера, дворники, каменщики, землекопы, плотники, мостовщики, печники, и составляли 60 копеек серебром  в год, что являлось не очень значительной суммой, равной зарплате за 1,5 дня. Уплата страховых взносов давала право лечиться в общественных больницах.

При этом петербуржцы других категорий - повара, буфетчики, садовники, приказчики - сами взносы не платили. За них платили  их работодатели, а об уплате сбора работникам ставился штамп в паспорте.

Впоследствии сумма сбора с хозяев-нанимателей увеличилась до 1 рубля.  Кроме того, было решено, что сбор будут платить все категории горожан по принципу: «пусть богатый, который лечится у частного врача, все равно платит за бедного».

Вывод 1870 года звучал так: «Лица, уплатившие по принадлежности означенные сборы, приобретают для себя и семейств своих право на бесплатное лечение в городских больницах».

Были и «льготники», не платившие сбор: члены императорской фамилии, дипломатические и торговые представители, дети до 15 лет, не имевшие средств к существованию, лица, находившиеся в благотворительных учреждениях на полном пансионе, военные и гражданские чиновники. За лечение последних всегда платили ведомства.

         При этом надо отметить, что у купцов, мещан и ремесленников еще ранее решения МВД, были особые «общественные» капиталы на лечение своих членов, которые составлялись из обязательных страховых взносов, у них были свои амбулатории и больницы, где кормили и лечили бесплатно. Эти сообщества оплачивали лечение своих сложных больных в городских и частных лечебницах.

В 1861 году был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. При казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Чуть позднее работодателям, владельцам фабрик и заводов было предписано создавать больницы при предприятиях. На 100 работающих полагалась 1 койка. 

В 1912 году был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. Врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение с полным содержанием больного.

Введенные законы позволили государству значительно уменьшить расходы на здравоохранение. В 1912 году почти 80% работающих петербуржцев лечились бесплатно и получали лекарства на своих производствах. В благотворительных учреждениях состояло на учете свыше 107 тысяч человек, и только 70 тысяч все еще лечились за счет государственной казны.

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие:

 · распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

· распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства,

сиротства, безработицы);


           Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации

         В дальнейшем Советская власть отказалась от системы медицинского страхования как проявления капитализма. Декретом от 31 октября 1918г. было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической".

         19 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, кассовая медицина упразднялась. Результаты реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

         В период НЭПа ненадолго страна вернулась к элементам медицинского страхования, но впоследствии, после 1929 г., система оказания медицинской помощи строилась на остаточном принципе финансирования государством.        Как известно, система здравоохранения в СССР обладала как плюсами, которые взяли на вооружение продвинутые страны, так и минусами, приведшими к ее кризису.

Принятие Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" 28 июня 1991 г., можно считать началом нового этапа в развитии социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

        Медицинское страхование явилось радикальным переходом от бюджетного финансирования к выделению и изоляции средств, предназначенных для отрасли здравоохранения, не позволяя таким образом урезать ее финансирование. 3,6% от фонда оплаты труда делились между региональным фондом (3,4%) и федеральным фондом (0,2%). Последний уравнивал доступ к медицинской помощи в более бедных регионах и выделял средства в случае катастроф и эпидемий. Страховые компании, получая средства от фондов, контролировали медицинские учреждения, в теории борясь за потребителя и, стараясь расходовать средства наиболее эффективно, на благо пациента.

Необходимость совершенствования системы обязательного медицинского страхования привела к принятию Федерального закона  «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 г. №326-ФЗ, положения которого существенным образом изменили систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования.

Так, застрахованные граждане обладают максимально широкими правами по выбору страховой медицинской организации и медицинской организации для оказания услуг по ОМС: это право получить бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории РФ, право самостоятельного выбора и замены страховой медицинской организации без участия работодателя один раз в год, а также право выбора медицинской организации из участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Также закон снял излишние административные барьеры для участия медицинских организаций в системе ОМС, устанавливая уведомительный порядок участия в системе ОМС любой медицинской организации или индивидуального предпринимателя, имеющих право на осуществление медицинской деятельности.

Основополагающими в современной сфере обязательного медицинского страхования являются принципы пациентоориентирования,  на которых строятся отношения между всеми участниками системы: медицинскими организациями, страховыми компаниями и застрахованными.

      

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
Например: как оформить полис ОМС
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

Интернет-приемная

В ТФОМС Челябинской области предусмотрено несколько каналов обратной связи с населением! Для оперативного получения ответов на вопросы общего характера, такие как: «Как получить полис ОМС?», «Как выбрать или заменить страховую компанию по ОМС?», «Где действует полис ОМС?» и т.д., настоятельно рекомендуем обращаться в единый контакт-центр в сфере ОМС Челябинской области по номеру телефона 8-800-300-1-003 (звонок бесплатный, линия работает круглосуточно без выходных).

Обращаем ваше внимание на то, что ответ на обращение, отправленное через интернет-приемную, направляется заявителю в письменной форме в сроки, предусмотренные законодательством.

×

Техническая поддержка информационных сервисов ОМС

×

Подписаться на обновление раздела

?