Официальная страница Ok
Официальная группа Vkontakte
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

Фонд ОМС Челябинской области: этап становления

26 февраля 2018

Необходимость создания системы обязательного медицинского страхования была вызвана сложным этапом развития государства, когда  вопросы социальной защищенности  граждан стали особенно актуальными. В 90-е годы прошлого столетия сфера здравоохранения испытывала большие трудности из-за неспособности государства в полном объеме осуществлять финансирование, серьезных организационно-экономических проблем, объем личных расходов граждан на лечение стал сопоставим с государственными тратами, все больше пациентов вынуждены были отказываться от лечения и приобретения лекарств.

Именно в это сложное время, чтобы социально защитить граждан, обеспечить им равные права на получение доступной и квалифицированной медицинской помощи за счет стабильного целевого источника финансирования, было принято решение изменить организацию финансирования системы здравоохранения. Обязательное медицинское страхование пришло на смену утратившей свою эффективность, затратной системе сметного финансирования здравоохранения. В основу новой системы была положена установка, что деньги медицинское учреждение получает только за конкретного пациента, за конкретно оказанную медицинскую помощь надлежащего качества и объема.

Принятие закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 28 июня 1991 года стало основополагающим шагом в развитии социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране. С внедрением обязательного медицинского страхования на практике началась реализация принципа социальной справедливости, когда каждый гражданин, вне зависимости от своего статуса и материального положения, может получить гарантированный ему государством объем медицинской помощи.

В 1993 году во исполнение закона «О медицинском страховании граждан в РФ» Постановлением Главы администрации Челябинской области №297 от 11 августа 1993 года создан Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования.

Главной задачей фонда на этапе становления системы ОМС была реализация вышеназванного закона и всего законодательства РФ в сфере здравоохранения. Требовалось создавать нормативно-правовые акты, методики и методологические документы в полной увязке с действующим законодательством в финансовых отраслях, банковской структуре, непосредственно в органах здравоохранения, медицинских учреждениях,  предприятиях и организациях - страхователях.

В начале пути организация работы областного фонда ОМС строилась в соответствии с постановлением главы администрации Челябинской области №144 от 28 февраля 1994 г. «О переходе Челябинской области к обязательному медицинскому страхованию граждан». Этим документом были утверждены территориальная программа ОМС, «Правила обязательного медицинского страхования граждан Челябинской области», «Временное положение о порядке финансирования медицинских учреждений за счет средств фонда обязательного медицинского страхования» и др.

Основными на первом этапе деятельности областного фонда ОМС были вопросы формирования работоспособной структуры, позволяющей обеспечить регистрацию страхователей, учет и контроль поступления страховых взносов. Была создана территориальная сеть, включающая 37 филиалов в районах области, зарегистрировано около 40 000 плательщиков страховых взносов, взяты под контроль своевременность и полнота перечисления платежей на ОМС. Лицензии на обязательное медицинское страхование получили 12 страховых компаний.

На уровне медицинских учреждений совместно с главным управлением здравоохранения области работа велась по нескольким направлениям. Во-первых, это согласование объемов финансирования в переходный период в соответствии с Временным положением о порядке финансирования медицинских учреждений за счет средств фонда ОМС. Во-вторых, определение стоимости медицинских услуг. На базе 20 медицинских учреждений области были рассчитаны тарифы на медицинскую помощь в амбулаторно-поликлиническом звене. В третьих, в поликлиниках области были внедрены новые формы учетно-отчетной документации для работы в условиях страховой медицины. На базе вычислительного центра ГБ №9 г. Челябинска разработана компьютерная программа «Учет», позволяющая автоматизировать расчеты между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями. С августа 1994 г. началось внедрение модели ОМС в 54 амбулаторно-поликлинических учреждениях Челябинска и Магнитогорска.

С самого начала деятельности фонда его работа координировалась и контролировалась правлением областного фонда ОМС, в состав которого входили представители администрации региона, главного управления здравоохранения, профсоюзов, страховых медицинских организаций, работодателей.

Конкретные результаты деятельности фонда за период 1993-1994 гг. можно характеризовать двумя моментами.

В первую очередь, это финансовая поддержка бюджета здравоохранения. Начиная с конца 1993 г. в медицинские учреждения стали поступать средства ФОМС, что явилось существенной поддержкой в условиях острого финансового дефицита. Всего с момента образования фонда и до конца 1994 г. в больницы области было направлено свыше 75 млрд. рублей. Большая часть этих средств направлялась в соответствии с порядком финансирования на текущие расходы медицинских учреждений – заработную плату сотрудников, медикаменты, питание, инвентарь, оплату коммунальных услуг.

Кроме того, фонд оказывал помощь в приобретении медицинского оборудования по таким направлениям, как служба родовспоможения и детства, медицинская помощь инвалидам, профилактика заболеваний. Также фонд ОМС вел работу по привлечению дополнительных источников финансирования: из Федерального фонда ОМС был получен 1 млрд. рублей целевым назначением для родильных домов и детских больниц региона. Финансовая помощь была оказана Челябинскому областному госпиталю для ветеранов и инвалидов войн для приобретения  противодифтерийной вакцины, 600 млн. рублей выделено на лечение и оздоровление детей в летний период.

В период становления системы ОМС четко проявились две противоположные позиции, на которых находились участники страховых отношений. Перестройка системы финансирования здравоохранения была не простым, даже болезненным процессом, периодом непонимания для многих медицинских учреждений. Они продолжали решать свои задачи так, как это делали всегда, не пытаясь понять, что ключевой фигурой в финансовых взаимоотношениях должен стать пациент, не задаваясь целью определить реальные затраты, стараясь добиться дополнительного финансирования, опираясь на достигнутый ранее уровень, а не с точки зрения новой системы. Неспособность бюджета удовлетворить запросы таких медицинских организаций побуждала их на поиск виновника, которым стал фонд ОМС, так как система ОМС подразумевает оплату за конечный результат. Вместе с тем, ряд других медицинских учреждений, оценив приоритеты новой системы, активно включились в работу по определению оптимальных объемов и структуры затрат на оказание медицинской помощи. Именно для них процесс адаптации к новым условиям проходил менее болезненно.

Нужно отметить, что тот практический опыт, умение принимать стратегические решения, согласованно действовать, заложенные в первый год работы фонда, стали основой всей системы ОМС Челябинской области, ориентированной на человека и направленной на эффективное использование финансовых средств и повышение качества и доступности бесплатной медицинской помощи.

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
Например: как оформить полис ОМС
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

Интернет-приемная

В ТФОМС Челябинской области предусмотрено несколько каналов обратной связи с населением! Для оперативного получения ответов на вопросы общего характера, такие как: «Как получить полис ОМС?», «Как выбрать или заменить страховую компанию по ОМС?», «Где действует полис ОМС?» и т.д., настоятельно рекомендуем обращаться в единый контакт-центр в сфере ОМС Челябинской области по номеру телефона 8-800-300-1-003 (звонок бесплатный, линия работает круглосуточно без выходных).

Обращаем ваше внимание на то, что ответ на обращение, отправленное через интернет-приемную, направляется заявителю в письменной форме в сроки, предусмотренные законодательством.

×

Техническая поддержка информационных сервисов ОМС

×

Подписаться на обновление раздела

?