Финансирование здравоохранения Челябинской области через систему ОМС: 1993-2018
05 апреля 2018
1993-1998 гг.
В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных медицинских учреждений (сметное финансирование) к финансированию оказываемой гражданам медицинской помощи (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. В условиях экономического кризиса и социальной напряженности введение системы ОМС позволило обеспечить гражданам право на бесплатное получение медицинской помощи независимо от состояния здоровья, места жительства и личного дохода.
За период с 1994 по 1997 год включительно Челябинский областной фонд ОМС аккумулировал и направил на нужды здравоохранения 1 трлн. 419,7 млрд. рублей ("старые" рубли), или 1,5 млрд. рублей.
Ведется работа по совершенствованию способов оплаты медицинской помощи.
Создан программный комплекс по контролю поступления страховых взносов, проведена работа по формированию и ведению регистра застрахованного населения области, печати и оформления страховых полисов. Создана система персонифицированного учета посещений в ЛПУ.
1997-2003 гг.
Сумма финансирования здравоохранения Челябинской области через систему ОМС за 6 лет составила 12,5 млрд. рублей.
В 2001 г. начато финансирование региональной целевой программы «Дети Южного Урала» (раздел «Безопасное материнство и детство»). За период 2001-2003 гг. на реализацию программы в детские медицинские учреждения направлено 105,5 миллионов рублей. Приобретено медицинское оборудование, медикаменты. Кроме того, в рамках программы в период летней оздоровительной кампании финансовую поддержку фонда получили дома ребенка и специализированные детские санатории. В целом в 2002-2003 гг. на проведение лечебных и профилактических мероприятий в детской сети направлено более 2 млрд. рублей.
В 2002 г. Территориальная программа выполнена на 107 процентов от утвержденного бюджета, стоимость медицинской помощи составила 2,8 млрд. Увеличение объема финансирования позволило повысить уровень оказания бесплатной медицинской помощи жителям Челябинской области, а также стабильно и своевременно выплачивать заработную плату в медицинских организациях области. В 2002 г. на повышение заработной платы медицинским работникам ЧОФОМС дополнительно направил 871,9 млн. рублей. На лекарственное обеспечение затрачено 575,7 млн. рублей. За счет сверхплановых поступлений единого социального налога для больниц 37 территорий области закуплено около 1,5 тыс. единиц медицинского оборудования в общей сложности на 161,5 млн. рублей. Приобретено 138 автомобилей скорой помощи для городов и районов области. На эти цели фондом выделено 31,8 млн. рублей.
В 2003 г. доходы фонда позволили увязать объем финансирования учреждений здравоохранения с интенсивностью труда медицинского персонала. Совершенствуется способ финансирования стационарных подразделений с целью повышения доступности и качества медицинской помощи.
2006 г.
В рамках территориальной программы ОМС на оплату медицинской помощи направлено 5,2 млрд. рублей.
Произошел перевод медицинских учреждений на оплату медицинских услуг страховыми медицинскими организациями. На первом этапе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», с целью развития первичной медицинской помощи из федерального бюджета были выделены субсидии на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Первоочередное повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена здравоохранения связано, прежде всего, с тем, что именно на этом уровне оказывается почти 80% всей амбулаторной медицинской помощи.
С целью развития профилактического направления, а также раннего выявления и эффективного лечения заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата), направляются субсидии из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Также в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» федеральным бюджетом были выделены средства на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, данное направление реализовывалось в 2006 и 2007 годы, финансирование составило 93,9млн. рублей.
2007 г.
Финансирование территориальной программы ОМС составило 6,5 млрд. рублей.
Осуществлен перевод обязательного медицинского страхования на финансирование по дифференцированным подушевым нормативам.
Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», дополнительно оплачивается первичная медико-санитарная помощь, оказанная амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС за счет средств Федерального фонда ОМС (25% от суммы счетов на амбулаторно-поликлиническую помощь).
С целью раннего выявления отклонений в здоровье детей вводится оплата за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За 7 лет реализации данного направления в медицинские организации поступило 91,6 млн.рублей.
2008 г.
Достигнута бездефицитность территориальной программы обязательного медицинского страхования, территориальная программа ОМС принята в соответствии с Федеральными нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и составила 9,6 млрд. рублей.
Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», диспансеризация работающих граждан, диспансеризация детей-сирот.
2009 г.
Расходы фонда на выполнение территориальной программы ОМС составили 10,8 млрд. рублей, в целях обеспечения устойчивого финансирования ТП ОМС формируется нормированный страховой запас.
В 15 медицинских организациях Челябинской области запущен «пилотный» проект по внедрению подушевого принципа финансирования медицинский организаций в сфере обязательного медицинского страхования. Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
2010 г.
Исполнение территориальной программы ОМС составило 11,2 млрд. рублей.
Продолжается пилотный проект в 15 медицинских организациях Челябинской области по внедрению подушевого принципа финансирования медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.
Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
2011 г.
Исполнение территориальной программы ОМС составляет 13,1 млрд. рублей.
Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
Начинается реализация областной целевой Программы модернизации здравоохранения Челябинской области. Через систему ОМС средства направляются на внедрение стандартов оказания специализированной медицинской помощи, диспансеризацию четырнадцатилетних подростков, повышение доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
2012 г.
Начат поэтапный переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, в пилотном проекте участвует 144 медицинские организации, из бюджета выделены средства в размере 1,6 млрд. рублей.
Завершается реализация областной целевой Программы модернизации здравоохранения Челябинской области, в рамках которой в медицинские организации области было направлено 7,9 млрд. рублей.
Завершается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Выплаты по данному направлению производились по 2012 год включительно, в среднем в год сумма составляла 430,0 млн.рублей, за 7 лет реализации проекта в медицинские организации поступило 3,0 млрд.рублей.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводилась с 2006 по 2012 годы, за данный период в медицинские организации поступило 683,0 млн. рублей.
2013 г.
Исполнение Территориальной программы ОМС составляет 24, 1 млрд. рублей. В Территориальную программу включаются оплата диспансеризации населения, профилактических осмотров, осуществление выплат врачам-специалистам, медицинским работникам участковых служб, фельдшерско-акушерских пунктов, скорой медицинской помощи и т.д.
Начато финансирование амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций по подушевому принципу.
Скорая медицинская помощь включается в систему ОМС. Фактический объем финансирования службы за счет средств обязательного медицинского страхования в 2013 году составил 1,54 млрд. рублей. Большая часть средств - 1,21 млрд. рублей - была направлена на оплату труда медицинских работников, более 28,6 млн. рублей - на проведение ремонтов подстанций, 9,3 млн. рублей – на приобретение спецодежды, на 31,5 млн. рублей были закуплены тромболитические препараты.
2014 г.
В медицинские организации Челябинской области, выполняющие территориальную программу ОМС, направлено 29,7
млрд. рублей.
С 01.04.2014 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области начинает оплачивать отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), что позволяет говорить об упрощении процедуры получения дорогостоящей помощи и сократить сроки ее ожидания. В перечень заболеваний, подлежащих оплате за счет средств ОМС, вошли 29 методов ВМП. В медицинские учреждения региона на оказание ВМП направлено 398,56 млн. рублей.
Стартует пилотный проект по информированию граждан о стоимости оказанной им медицинской помощи в рамках ОМС, с ноября 2014 г. участие в проекте принимают 12 медицинских организаций Челябинской области.
Наблюдается стабильное увеличение уровня среднемесячной начисленной заработной платы по всем категориям медицинского персонала. На единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам направлено 42,0 млн. рублей.
2015 г.
В медицинские учреждения региона на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования направлено порядка 33 млрд. рублей.
В территориальную программу ОМС включены 109 методов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В 2014-2015 годах оплата медицинской помощи, оказанной в амбулаторно-поликлинических условиях, осуществляется:
-по подушевому нормативу финансирования;
-за посещение;
- за законченный случай (при диспансеризации и медицинских осмотрах детского и взрослого населения);
- за УЕТ при оказании стоматологической медицинской помощи.
В 2015 году принято решение о включении параклинических услуг в стоимость тарифов на оплату медицинской помощи.
Создана трехуровневая система лабораторной службы медицинских организаций Челябинской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Утвержден новый порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в круглосуточных и дневных стационарах. В 2015 году оплата осуществляется по клинико-статистическим группам (КСГ) заболеваний - за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую КСГ (в стационарных условиях - 255 клинико-статистических групп, в условиях дневного стационара – 116).
В проекте по информированию граждан о стоимости оказанной им медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования принимают участие все медицинские организации Челябинской области.
2016 г.
На финансирование бесплатной медицинской помощи направлено 34,5 млрд. рублей.
Новым направлением расходования средств стало финансовое обеспечение мероприятий по приобретению и ремонту медицинского оборудования - в общей сложности более 32 млн. рублей, - цифровых флюорографов для сельских медицинских учреждений.
На 1,1 млрд. рублей увеличилось финансирование медицинской помощи, оказанной в круглосуточном стационаре, в том числе высокотехнологичной. Количество пациентов, получивших ВМП, увеличилось по сравнению с 2015 годом в 1,6 раза - на 4,4 тыс. и составило 11,7 тыс. случаев, а финансирование выросло на 754 млн. рублей и составило 1,7 млрд. рублей. Во многом это обусловлено увеличением количества медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную помощь, с девятнадцати в 2015 году до двадцати четырех - в 2016 году.
Подушевой норматив финансирования по сравнению с 2015 годом увеличен на 4,6% - до 9427 рублей.
Увеличены тарифы на оплату некоторых видов медицинской помощи: на 26% выросли тарифы на оплату законченного случая медицинских осмотров всех категорий застрахованного населения, почти на 10% - подушевой тариф на каждого застрахованного жителя Челябинской области на оказание скорой помощи. Служба скорой медицинской помощи региона из бюджета ТФОМС дополнительно получила 56,3 млн. рублей. С целью повышения качества оказания скорой медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения и инфарктами установлены тарифы за вызов скорой медицинской помощи с проведением тромболитической терапии. Оплата медицинской помощи, оказанной в условиях круглосуточного и дневного стационаров, осуществляется в соответствии с новым классификатором, который предполагает увеличение количества клинико-статистических групп заболеваний. В отдельную категорию выделены группы заболеваний у детей, также изменения коснулись оплаты медицинской реабилитации, гемодиализа, дневных стационаров и т.д.
2017 г.
В медицинские организации Челябинской области направлено 35,5 млрд. рублей.
По отношению к 2016г. расходы в 2017г. увеличились на 4,9%, что обусловлено увеличением размера подушевого норматива финансирования и ростом численности застрахованного населения. Подушевой норматив финансирования ОМС на 1 застрахованное лицо за 2017 год составил 9 867,57 рублей, что выше уровня 2016 года на 4,7%.
В базовую программу ОМС включаются дополнительные методы ВМП, число медицинских организаций, оказывающих ВМП, составило 32. При этом количество больных, получивших ВМП, увеличилось по сравнению с 2016 годом на 2,4 тыс. случаев (или в 1,2 раза). Затраты на оказание ВМП увеличились по сравнению с 2016 г. в 1,3 раза (или на 437,0 млн. рублей).
В 2017 году выделены денежные средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в размере 54,2 млн. рублей.
2018 г.
В 2018 году стоимость территориальной программы ОМС составила 43 млрд. рублей.
Произошло увеличение тарифов по всем видам медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи. Подушевой норматив финансирования на одно застрахованное лицо составляет 12 097 руб., что больше показателя 2017 года на 24,2%.
В общей сложности на 8,4 млрд рублей увеличивается финансирование по всем видам медицинской помощи. Средства направлены, прежде всего, на выполнение Указа Президента РФ по повышению заработной платы медицинских работников, а также новых видов медицинской помощи, оказываемых за счет средств ОМС.
Увеличилось количество видов (до 81), методов (до 497) и профилей (до 20) высокотехнологичной медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС. Стоимость одного пролеченного больного варьируется от 65 тыс. рублей до 1,5 млн. (при лечении тяжелых ожоговых больных).
Определены новые подходы к оплате медицинской помощи по онкологическим КСГ, произошла разгруппировка КСГ с применением лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для взрослых по 10 уровням в соответствии со схемами лечения пациента.
Увеличено количество клинико-статистических групп заболеваний по профилям заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, и тарифы на их оплату. Так, размер тарифа на оплату одного случая реабилитации пациентов с заболеваниями центральной нервной системы достигает 208 тыс. рублей.
С 2018 г. впервые в систему ОМС включили оказание гериатрической помощи в круглосуточном стационаре по специальному тарифу.