Официальная страница Ok
Официальная группа Vkontakte
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

Директора ТФОМС УрФО обсудили актуальные вопросы обязательного медицинского страхования

19 мая 2015

На площадке информационного агентства «ТАСС Урал» в г.Екатеринбурге состоялся круглый стол, посвященный актуальным вопросам развития сферы обязательного медицинского страхования.

Руководители фондов Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Башкортостан поделились опытом внедрения новых способов оплаты медицинской помощи, обсудили оптимизацию сети медицинских учреждений, процесс информатизации здравоохранения, вопросы лекарственного обеспечения медицинских организаций, и то, как изменения в сфере ОМС влияют на доступность и качество бесплатной медицинской помощи.

В 2014 году система финансирования здравоохранения России перешла на принципиально новые способы оплаты медицинской помощи. Главным изменением стал переход от оплаты по медико-экономическим стандартам к клинико-статистическим группам (КСГ) - системе, которая уже доказала свою эффективность во многих развитых странах мира. Принципиальное отличие КСГ от усредненных стандартов заключается в том, что клинически схожие заболевания, сопоставимые по затратам на лечение, объединяются в группы с целью расчета единой стоимости. Это позволяет повысить заинтересованность руководителей больниц в развитии современных медицинских технологий и обеспечить оптимальную длительность пребывания пациента на койке круглосуточного стационара.

В 2014 году Свердловская область приняла участие в пилотном проекте по переходу на новые способы оплаты медицинской помощи. Директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин поделился первыми результатами работы: «К переходу на КСГ мы готовились заранее, внимательно изучая опыт Томской, Липецкой и Кировской областей, которые первыми начали внедрять эту модель еще в 2012 году. В переходный период у медицинских учреждений, конечно, возникало много вопросов. Поэтому была проведена тщательная работа с главными врачами и экономистами медицинских учреждений, которая, в конечном итоге, позволила перейти на новый способ оплаты практически безболезненно».

По итогам первых месяцев работы в новой системе специалисты фонда сформулировали предложения по совершенствованию модели КСГ. В частности, с целью компенсировать медицинским учреждениям расходы на проведение операций с использованием дорогостоящих расходных материалов, манипуляции по некоторым наиболее затратным профилям - травматологии, офтальмологии, онкологии, реабилитации неврологических больных - были выделены в отдельные подгруппы КСГ. В результате специалисты отметили увеличение количества сложных операции, доступности и качества данных видов медицинской помощи.

«Здравоохранение Тюменской области перешло на КСГ с середины 2014 года, - рассказывает директор ТФОМС Тюменской области Татьяна Чирятьева. Безусловно, в ходе работы возникли определенные вопросы. Существующая стоимость КСГ не полностью покрывает расходы на лечение некоторых сложных заболеваний, например, ревматоидного артрита, проведение гемодиализа и ЭКО. Наверное, причина в том, что мы пытаемся внедрять новшества достаточно быстро. Например, если в Европе к переходу на КСГ готовились годами и даже десятилетиями, то мы освоили новую схему финансирования буквально за год».

Опытом работы в новых экономических условиях делится директор ТФОМС Челябинской области Ирина Михалевская: «Перед переходом на КСГ мы провели подготовительную работу, проанализировали данные медицинских организаций. Сегодня введение нового способа оплаты вызывает определенные вопросы. Клинико-статистические группы усреднены и действительно не всегда покрывают дорогостоящие виды лечения, которые имеют свою специфику. Тем не менее, мы оцениваем данный способ финансирования как имеющий более четкий и систематизированный подход к оплате страховых случаев. Оплата через КСГ - это правильное направление, которое необходимо совершенствовать и развивать. Когда главные врачи будут располагать четкими правилами оплаты, появится больше эффективных и понятных для них методов экономии и оптимизации имеющихся у них ресурсов».

По словам директора ТФОМС Башкортостана Алексея Меньшикова переход на оплату стационарной помощи через КСГ в республике произошел в 2014 году. Совместно с Министерством здравоохранения были созданы рабочие группы, которые объехали территории и провели обучающие семинары для работников медучреждений.

Переход на новые способы оплаты должен положительно сказаться на конечном результате – качестве и доступности медицинской помощи пациентам. Директора фондов поделились своими наблюдениями. По словам Валерия Шелякина, после перехода на КСГ сроки ожидания медицинской помощи, утвержденные Территориальной программой, сокращаются, госпитализация пациентов осуществляется «с колес», в течение одного-двух дней. Таким образом, все сложности, связанные с переходом на КСГ, касаются не пациентов как потребителей медицинских услуг, а, скорее, сотрудников медицинских организаций, ведущих соответствующую отчетность.

По мнению Ирины Михалевской, для того чтобы снизить нагрузку на работников медучреждений, одновременно с КСГ необходимо развивать информатизацию здравоохранения. Создание единого информационного пространства позволит решить большое количество задач: уменьшить «бумажную» работу врачей, уделять больше времени пациентам, сократить время ожидания приема врача и госпитализации, сократить очереди.

«На сегодняшний день около 80% медицинских организаций Челябинской области, работающих в ОМС, внедряют электронную карту пациента, - говорит Ирина Михалевская, - и перед нами стоит задача распространить информатизацию на все остальные больницы».

Эффективность использования средств ОМС во многом зависит от организации здравоохранения в регионах. В этой связи оптимизация сети медицинских учреждений - один из наиболее обсуждаемых процессов, который зачастую вызывает неоднозначную реакцию со стороны общественности.

Большой практический опыт в данном направлении наработан в Тюменской области. «С 2006 года мы работаем в условиях одноканального финансирования и параллельно занимаемся оптимизацией сети медучреждений, - рассказывает директор ТФОМС Тюменской области Татьяна Чирятьева, - все медицинские учреждения, в том числе участковые больницы и ФАПы, вошли в структуру областных больниц, на которых замкнули финансовые потоки. Сегодня происходит объединение уже крупных областных больниц, продолжается оптимизация коечного фонда».

По мнению Ирины Михалевской, оптимизация имеет ряд объективных причин: естественная миграция, которая приводит к уменьшению численности сельского населения, развитие прогрессивных технологий с использованием сложного диагностического оборудования, которое может быть сосредоточено в специализированных центрах, и дефицит квалифицированных медицинских кадров, особенно в сельской местности.

Жители отдаленных сельских территорий должны обеспечиваться доступной медицинской помощью путем приобретения передвижных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), расширения службы скорой медицинской помощи и санавиации.

Одним из самых распространенных опасений, связанных с оптимизацией сети медучреждений, является возможное сокращение медицинских работников. По словам Валерия Шелякина, оптимизация здравоохранения не предполагает сокращения специалистов, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь – врачей и медицинских сестер, они-то как раз остаются в медучреждениях и продолжают свою работу. Вопрос оптимизации – это, прежде всего, вопрос высвобождения административного персонала. «К примеру, в некоторых небольших медицинских учреждениях количество заместителей главного врача доходило до десяти. Понимая, что разумно и справедливо направлять дополнительные средства на оплату труда медицинских работников, многие главные врачи уже пошли на оптимизацию своего штатного расписания, это нормальный объективный процесс», - добавил Валерий Шелякин.

По словам директора ТФОМС ЯНАО Александра Голуба, в процессе оптимизации сети медицинских учреждений, главным является соблюдение баланса между оптимизацией и приближением медицинской помощи к населению: «В нашем регионе объединение медицинских учреждений практически невозможно, поскольку, расстояния между населенными пунктами слишком большие, и один город, как правило, обслуживает только одна больница».

В некоторых населенных пунктах местные больницы являются градообразующими предприятиями, обеспечивающими работой местных жителей. Поэтому в ходе оптимизации лечебной сети необходимо учитывать и социальный аспект, а также потребности и специфику населенного пункта.

В связи с ростом цен на медикаменты на фоне изменившегося курса валют, отдельное внимание регионы уделяют вопросу лекарственного обеспечения медицинских учреждений. В каждом регионе разработаны планы мероприятий, которые ориентированы на сохранения доступности и качества бесплатной лекарственной терапии для пациентов. Прежде всего, это развитие импортозамещения, сохранение государственной аптечной сети, оптовых складов, организация совместных торгов и централизованных поставок медикаментов в медицинские учреждения. В некоторых регионах больницы обеспечены годовым объемом медикаментов, приобретенных по ценам 2014 года, реализуются программы по социально значимым заболеваниям, которые предполагают закуп медикаментов через местные органы управления здравоохранением и т.д.

Несмотря на сложившуюся сложную экономическую ситуацию и опасения, которые возникали у участников системы ОМС, директора фондов сошлись во мнении, что в целом ситуация в здравоохранении достаточно стабильная. В качестве основной задачи на 2015 год участники круглого стола определили повышение эффективности расходования средств ОМС на фоне сохранение тенденций 2014 года: развитие стационарзамещающих технологий, повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование новых способов оплаты медицинской помощи, грамотной оптимизации сети медицинских учреждений. Постоянного контроля требуют вопросы лекарственного обеспечения, модернизации имеющихся ресурсов, развития информационных технологий в сфере здравоохранения.

Площадка РИЦ "ИТАР - ТАСС Урал"

 

Валерий Александрович Шелякин

 

Ирина Сергеевна Михалевская

 

Татьяна Викторовна Чирятьева

 

Александр Васильевич Голуб

 

Алексей Михайлович Меньшиков

Фото РИЦ "ИТАР - ТАСС Урал"

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
Например: как оформить полис ОМС
Контакт-центр:

8 800 300 10 03

График работы
в круглосуточном режиме

Интернет-приемная

В ТФОМС Челябинской области предусмотрено несколько каналов обратной связи с населением! Для оперативного получения ответов на вопросы общего характера, такие как: «Как получить полис ОМС?», «Как выбрать или заменить страховую компанию по ОМС?», «Где действует полис ОМС?» и т.д., настоятельно рекомендуем обращаться в единый контакт-центр в сфере ОМС Челябинской области по номеру телефона 8-800-300-1-003 (звонок бесплатный, линия работает круглосуточно без выходных).

Обращаем ваше внимание на то, что ответ на обращение, отправленное через интернет-приемную, направляется заявителю в письменной форме в сроки, предусмотренные законодательством.

×

Техническая поддержка информационных сервисов ОМС

×

Подписаться на обновление раздела

?